Новые технологии в образовании, патриотизм и экология — Плехановский университет на Молодёжном дне ВЭФ – 2023

Молодёжный день VIII Восточного экономического форума стал площадкой представления потенциала Плехановского университета. Представители РЭУ выступили модераторами и спикерами четырёх круглых столов. Итоги одного из важнейших треков ВЭФ – 2023 — в нашем материале.

Как РЭУ создаёт новую образовательную среду

Михаил Начевский, начальник управления цифровой трансформации, выступил  на круглом столе «Новая модель университета: запросы нового поколения»,  где обсуждалась программа «Обучение служением».

Заместитель Министра науки и высшего образования Российской Федерации Ольга Петрова Ольга Петрова рассказала, какие акценты Минобрнауки России ставит для вовлечения студентов в социальные проекты:

«Большое внимание мы уделяем третьей миссии университета, в том числе в проектах программы повышения конкурентоспособности 5-100. Мы видим примеры вузов, которые интегрированы в городскую среду и становятся частью пространства. Стоит отметить, что у многих студентов возникает вопрос: где можно применить свои знания? Именно поэтому у нас был создан модуль «Обучение служением», в рамках которого ребята показывают, как профессиональные знания можно применить для решения социально значимых задач, которые в том числе формируются регионом, правительством».

Михаил Начевский отметил:

«Общаясь с коллегами, я прекрасно осознаю, что именно преподавательское сообщество — будущее страны. На плечах педагогов лежит миссия передать студентам те ценности, с которыми он пойдет дальше, а ответственность за его решения будет, в первую очередь, на тех, кто его научил.

Российский экономический университет ведёт колоссальную воспитательную работу среди поколения будущих специалистов. Наставничество здесь играет особенную роль, и чтобы помочь раскрыть их потенциал в вузе функционирует множество подразделений, направленных на работу с молодёжью».

Участники дискуссии сошлись во мнении, что необходимо сохранять и укреплять национальную идентичность и гражданское самосознание. Одним из способов достижения этой цели является внедрение системы наставничества в учебный процесс вуза.

Плехановский университет продвигает идею технологического института

РЭУ им. Г.В. Плеханова при поддержке Агентства инноваций Москвы, НИУ ВШЭ  и АНО «Вдохновители» провёл секцию «Технологический институт: инженер, менеджер, ученый. Система бесшовного технологического образования». Спикеры раскрыли поставленную тему с разных сторон.

Александр Ведехин, заместитель директора Департамента государственной молодёжной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России рассказал, какие возможности есть сейчас у студентов технических направлений:

«У Министерства сегодня есть ряд технологических олимпиад, которые мы поддерживаем и организуем как для студентов, так и для школьников. Например, международная олимпиада НТО, олимпиада «Звезда» и огромное количество других профильных проектов. В частности, сейчас прорабатывается вопрос организации студенческих конструкторских бюро, как одного из элементов вовлечения молодёжи в научно-техническое творчество в рамках задач, которые университетам дают представители реального сектора экономики».

В круглом столе также принял участие Искандер Бариев, первый проректор, заместитель директора Университета «Иннополис», и Елена Харисова, проректор по развитию Дальневосточного федерального университета.

Искандер Бариев рассказал об инструментах  и практиках, реализуемых Университетом «Иннополис», которые могут лечь в основу бесшовного образования специалистов для технологических компаний. Елена Харисова поделилась опытом ДВФУ по развитию практических навыков у студентов.

Никита Соколов, вице-президент Федерации дрон рейсинга, рассказал о популяризации этого высокотехнологичного вида спорта, который способен обеспечить технологический и научный суверенитет страны.

В рамках дискуссии обсудили и вопрос поддержки инициатив студентов, которые в ходе обучения разрабатывают собственные проекты, способствуя экономическому развитию страны.

Своим опытом в этом направлении поделился Максим Власов, руководитель проектного офиса Агентства инноваций Москвы. Он отметил высокий уровень интереса к технологическому образованию среди сегодняшних студентах и выделил основные тренды его развития.

Подводя итоги круглого стола, Михаил Начевский, модератор мероприятия, начальник управления цифровой трансформации резюмировал:

«Неотъемлемым элементом успешного внедрения системы бесшовного технологического образования является сотрудничество между школой, вузом, СПО и представителями промышленности и технологическими компаниями. Такое партнерство позволяет подрастающему поколению получить первичный опыт работы в реальной среде, расширить свои профессиональные навыки и увидеть, какие возможности предоставляет индустрия».

Патриотическое воспитание в вузах — фундамент качественной системы образования

На круглом столе «Патриотизм как основа формирования сильного и ответственного общества», модератором которого выступила Екатерина Иванилова, начальник отдела стратегических коммуникаций РЭУ, рассмотрели роль патриотического воспитания.

Поднимались такие вопросы, как формирование «дорожной карты» патриотического воспитания молодёжи в рамках волонтёрства и вовлечение молодёжи в работу патриотических движений по всей России.

Константин Долгов, заместитель председателя комитета Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по экономической политике, поделился с участниками своим взглядом на то, как изменилось понятие «патриотизм»:

«Понятие «патриотизма» в целом не меняется: независимо от условий, задачи, которые стоят перед страной, остаются те же. Вся история России представляет собой героический подвиг нашего народа в части развития страны вопреки внешнему давлению. У нас народ ощущает себя гражданином великой страны с великой историей и великим будущим».

Дмитрий Покровский, директор Департамента государственной молодежной политики и воспитательной деятельности Минобрнауки России, рассказал, как вузы в современных условиях реализуют патриотическое воспитание молодёжи и осуществляют интеграцию традиционных духовно-нравственных ценностей:

«Мы говорим о деятельностном патриотизме, когда ты понимаешь, что можешь, в хорошем смысле этого слова, «послужить» своей стране. И наша задача — укрепить в студентах это чувство. Чтобы они хотели в этой стране жить, работать, создавать семью и совершенствоваться. Сегодня процесс воспитательной деятельности в университете — это часть образовательного процесса.

В этом плане мы реализуем задачи, связанные с образовательной составляющей: обновили курсы по истории, с 1 сентября этого года реализуем курс «Основа российской государственности», запустили модуль «Без срока давности», нацеленный на то, чтобы молодые люди знали правду о событиях Великой Отечественной войны, запустили отдельный модуль, посвященный роли Дальнего Востока во Второй мировой войне, и другие программы. Патриотизм прививается не только во внеучебной деятельности, но и в учебной аудитории, и правильный подход к этим вопросам формирует то самое чувство деятельного патриотизма».

Экопроекты Плехановского университета

Начальник отдела стратегических коммуникаций РЭУ Иванилова Екатерина выступила в круглом столе «Новые экоточки на карте России: тиражировать нельзя закрыть».

Центральным в дискуссии стал вопрос создания в России новых центров притяжения эковолонтеров и формирования экологических.

Екатерина Иванилова отметила, что обучение экологическим компетенциям –неотъемлемая часть образовательных программ в учебных заведениях и должно включать как теоретические основы, так и практические компоненты. Также она высказала мнение о необходимости создания междисциплинарных связей, чтобы студенты могли применять свои экологические знания и навыки в различных областях, таких как бизнес, право, государственное управление и других.

«Студентам должна быть предоставлена возможность проводить исследования, анализировать данные и предлагать практические меры по улучшению экологической ситуации. Это помогает им получить практический опыт, развивает их навыки работы с исследовательскими инструментами и подготавливает их к решению реальных экологических проблем в будущей профессиональной деятельности.

Плехановцы занимают активную позицию в области поиска решений экологических проблем. Например, в июне 2023 года волонтёры РЭУ заняли первое место в конкурсе студенческих экопроектов «Мой зеленый вуз», благодаря чему наш университет стал участником Ассоциации «Зелёных вузов России». В реализации «зелёных» проектов активно задействованы студенты филиалов.

Студент филиала РЭУ в Севастополе стал победителем в номинации «Инновации в туризме» XVIII Международного салона изобретений и технологий «Новое время» с эко-туристическим проектом «Фиолентовская тропа», а в 2023 году проект был представлен на V Международном научном форуме «Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика» РЭУ им. Г.В. Плеханова в Москве», — поделилась начальник отдела стратегических коммуникаций.

Екатерина рассказала, что в этом году в РЭУ был открыт Международный молодежный климатический клуб, где смогут собраться экоактивисты университета и его филиальной сети и стартовал проект «Климатический портал РЭУ им. Г.В. Плеханова», который представляет собой цифровую платформу для публичных дискуссий по вопросам климата и экологии.