Развитие Арктики: ориентир на коренное население

Изображение Арктических пейзажей
Изображение Арктических пейзажей

​Продолжаем рассказ о народах, населяющих Арктическую часть планеты. Начало – Устойчивое развитие Арктики: ориентация на коренные народы.

 

Говоря о культурных достижениях северян, следует помнить, что географические и природные особенности Крайнего Севера – его удаленность от центров мировой цивилизации и экстремально суровый климат – во многом обусловили вектор развития арктических социумов. 

 

Самобытная культура северян

 

В исключительно жестких природных условиях полярных побережий, тундры и северной тайги исконными занятиями населения могли быть только охота, рыбная ловля и оленеводство. Занимаясь этими видами хозяйственной деятельности, люди были вынуждены жить небольшими коллективами на значительном расстоянии друг от друга. В Арктике не могли возникнуть ни земледелие, ни города, ни государственные образования, а обмен материальными и духовными ценностями, хотя он, несомненно, имел место, не мог достичь таких масштабов, как во многих других регионах планеты. Пестрота этнической карты высоких широт и небольшая численность едва ли не каждой живущей здесь этнической общности объясняются этими же обстоятельствами.

 

Северный социум как уникальное явление

 

Результаты археологических раскопок свидетельствуют о культурных связях между различными этнокультурными сообществами, о том, что носители разных культурных традиций могли длительное время проживать буквально бок обок друг с другом. Особенно интересны в этом отношении данные, полученные в ходе археологических исследований на побережьях Берингова пролива. Одни и те же древнеэскимосские селения Чукотки и Аляски могли населять представители различных племенных групп.

 

Обращает на себя внимание и следующий факт. Отечественные и зарубежные археологи, проводившие раскопки на стыке Старого и Нового Света, обнаружили сотни предметов охотничьего вооружения морских зверобоев и лишь единичные экземпляры их боевого оружия. По-видимому, охотники и мореходы Древней Арктики стремились разрешать конфликты, неизбежно возникавшие в их среде, преимущественно мирными, а не военными методами.

 

Что принесло сюда «новое время»?

 

Проходившее медленно и относительно плавно врастание человеческого сообщества в географическое и природное пространство Крайнего Севера резко изменило свой ход в «новое время». В этот исторический период на территории современной Российской Арктики аборигенная, полярная, практически изолированная от мира культурная традиция вступила в контакт с русской, по сути, общеевропейской, общемировой культурой. Взаимодействие двух столь разных цивилизаций было драматичным, а подчас и трагичным для обеих сторон и привело к кардинальным переменам в жизни коренных северян. 

 

Взаимопроникновение культур

 

Северяне, в свою очередь, в целом приспособились к присутствию на их территории носителей иной культурной традиции и научились извлекать для себя выгоду из контактов с русскими поселенцами. В их быт прочно вошли изделия из железа, сукно, бисер, а со временем и огнестрельное оружие, существенно повысившее результативность охотничьего промысла. Одним из важных итогов взаимодействия русской и аборигенной культурных традиций стало формирование в Арктике новых этнических общностей, в состав которых вошли «на равных» пришлые и местные жители.

 

Перемены нового века

 

«Новейшее время» началось для народов Российской Арктики позднее, чем для других народов нашей страны. Вплоть до начала 1930-х годов они жили практически так же, как до революционных преобразований и установления советской власти, однако последующие годы изменили их образ жизни самым решительным образом. В 30-е, 40-е, 50-е годы прошлого века был фактически повсеместно разрушен хозяйственный и бытовой уклад северян. Обобществление оленьих стад (коллективизация), перевод значительной части населения с кочевого образа жизни на оседлый, преследования шаманов – вот далеко не полный перечень нововведений, произошедших в Российской Арктике в середине ХХ века.

  

Подробнее читайте здесь.

Статью подготовил старший преподаватель кафедры политологии и социологии РЭУ, действительный государственный советник Павел Севостьянов.